Горизонты биржевого экспорта и оптимизация транспортных затрат

Оптимизация транспортных затрат белорусских производителей при экспорте продукции стала одной из основных тем, обсуждавшихся на заседании Ассоциации биржевых логистов и брокеров «БЛБ» 30 июля этого года. Далеко не первый год участники транспортного рынка констатируют один и тот же факт: основной объем экспортируемой продукции доставляется иностранными перевозчиками, при этом белорусским транспортным компаниям приходится довольствоваться остатками. Несмотря на то, что о необходимости развития и расширения сферы логистических услуг в Беларуси заявляется на самом высоком уровне, существенных изменений не наблюдается: отечественные предприятия по –прежнему поддерживают зарубежных грузоперевозчиков, обеспечивая их заказами и прибылью.

Изменить ситуацию и сместить акценты в сторону отечественных компаний поможет механизм биржевой логистики. Данная фраза прозвучала на заседании правления Ассоциации белорусских логистов и брокеров «БЛБ» 18 ноября этого года не как лозунг, а была подкреплена конкретным предложением. Об этом разговор с начальником отдела логистики «Белорусская универсальная товарная биржа», исполняющим обязанности генерального директора Ассоциации «БЛБ» Павлом Игнатовичем.

Гаранты и гарантии

- Павел Иванович, за последние четыре года вопросы формирования белорусской биржевой логистики (в фарватере которой идет биржа) не потеряли актуальность. Более того, новые идеи и подходы в ее развитии обсуждаются как профессионалами, непосредственно занятыми в отрасти, так и в профильных ведомствах, некоммерческих организациях, включая Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», бизнес-структурах и даже на уровне правительства. Такое внимание, видать, небезосновательно?

- Уточню, тема совершенствования биржевого механизма и биржевой логистики, как его составной части, всегда находилась в фокусе внимания белорусского правительства. На заседаниях координационного совета по биржевой торговле, возглавляемого первым вице-премьером Владимиром Семашко, регулярно обсуждается вопрос оптимизации доставки отечественных товаров, реализуемых на экспорт. Ставится задача не просто максимально сблизить продавца и покупателя на самой торговой площадке, но и сделать путь товара от производителя к потребителю как можно короче, не потеряв при этом в качестве и не упустив выгоду для страны.

Возможность продавать и доставлять товары по всему миру, минимизируя при этом затраты на логистику, — залог повышения конкурентоспособности товарного рынка и, соответственно, роста экспорта. Именно этот тезис Белорусская универсальная товарная биржа взяла за основу на заре формирования биржевой логистики. Причем с самого начала мы поставили перед собой задачу поддержать белорусских перевозчиков и вывести их на новый этап развития. За это время сделано очень много, но нельзя сказать, что цель достигнута. Не все получается так быстро, как нам бы хотелось, но мы можем ждать, пока все само собой произойдет, и постоянно ищем новые пути.

Именно для этого 6 марта 2014 года и была официально создана Ассоциация биржевых логистов и брокеров «БЛБ», в состав которой вошли 16 авторитетных организаций из Беларуси, России, Казахстана, Украины, Латвии, Польши и Германии. Вошла сюда и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП». Наша цель – в совместном поиске, обсуждении и обмене опытом найти те самые оптимальные схемы, при которых белорусский производитель сможет выгодно продать свой товар, белорусский перевозчик – не менее выгодно реализовать свою услугу по доставке, а зарубежный покупатель – гарантированно получить приобретенную продукцию. Каким образом Ассоциация намерена выполнять эту задачу? Прежде всего, донести информацию о логистических услугах по участников торгов перед и в процессе торговый сессий. Причем услуги эти должны быть комплексными, то есть, включать в себя не только транспорт или склад, но и услуги экспертов, брокеров, страховщиков, банков, таможенных агентов, информационных и рекламных организаций и многое другое, что необходимо осуществить участникам сделки от момента заключения биржевого контракта до получения товара потребителей.

По сути дела это пресловутое «одно окно», вот только тратить время на постановку вопроса и поиски участникам торгов не придется, а, наоборот, «окно в логистику» на основании информации о совершенной сделке инициативно выдаст потенциальному заказчику оптимальные варианты набора логистических услуг для дальнейшей обработки товара. Ему останется только сообщить адреса для перемещения приобретенного груза.

Создать такое «окно» планируется на базе Ассоциации «БЛБ». Ведь в нее, наряду с биржей, вошли компании, которые как раз-таки оказывают эти услуги и , следовательно, заинтересованы в развитии биржевой логистики и биржевой торговли в целом. Это брокерские фирмы, логистические центры, биржевые перевозчики, многие из которых не только занимаются логистикой, но и сами являются крупными игроками на биржевых торгах ( например, государственное предприятие « Белорусская лесная компания»).

В правлении Ассоциации «БЛБ», повторюсь, вошел также флагман белорусских автоперевозчиков — Ассоциация «БАМАП», на сотрудничество с которой мы возлагаем большие надежды. Ведутся переговоры о членстве в Ассоциации банковских и страховых структур. По замыслу, функцию «окна» будет выполнять Портал транспортно-логистических услуг Ассоциации «БЛБ». К его созданию, а вернее развитию уже существующей российской версии площадки «Log4pro@ и минское ООО «Брокер биржевой логистики», являющиеся членами Ассоциации «БЛБ».

Право выбора

- Предварительную информацию о Портале мы уже размещали в «МТМ». Нельзя ли о нем и его российском прототипе рассказать белорусским автоперевозчикам подробнее?

- Электронная площадка Log4Pro работает на основе так называемых «облачных» технологий. Сегодня на ней зарегистрированы более 100 грузовладельцев, среди которых крупные торговые сети и производители, и около 500 грузоперевозчиков. Каждый из них, прежде чем попасть на площадку, подает регистрационные документы и проходит проверку внешней службой безопасности, что можно считать гарантией благонадежности и положительной долей репутации. На тендерной площадке Log4Pro можно выбрать перевозчика для своего груза, оперативно в режиме онлайн обсудить детали и в любой момент воссоздать всю историю взаимоотношений с поставщиком и просмотреть все перевозочные документы, потому что они хранятся в персональной учетной записи каждого участника. Получается такая своеобразная социальная сеть грузоперевозчиков с четкими и строгими требованиями личной ответственности.

И еще. Портал транспортно-логистических услуг Ассоциации «БЛБ» — это расширенная версия площадки Log4Pro, предполагающая набор логистических услуг, предоставленный всем организациям, аккредитованным на бирже. Это позволит каждому участнику биржевых торгов одновременно с покупкой товара, не выходя из торговой системы, сразу же выбрать оператора логистических услуг или объявить соответствующий тендер. При этом биржа, установив партнерские отношения с исполнителями логистических услуг (транспортных, складских, страховых, банковских и др.), берет на себя функцию гаранта их качественного выполнения, как, к примеру, она поступает сейчас при реализации лотов с участием биржевых складов и биржевых перевозчиков.

- Получается, что в систему будут допускаться только партнеры биржи, прошедшие регистрации. На фоне рынка логистов Беларуси их немного – на сегодняшний день всего 5 плюс по одной компании из Латвии и Польши. Не ограничиваем ли мы возможность выбора для иностранных покупателей?

- Нисколько. К примеру, для расширения возможностей автоперевозчиков мы осуществляем сотрудничество с Ассоциацией «БАМАП». Ассоциация «БЛБ» предложила этой авторитетной организации объединить ряд небольших грузоперевозчиков и представить их от имени одной организации, имеющей статус биржевого перевозчика. Должен отметить, что неоценимую поддержку в создании «БЛБ» оказал член ее правления, председатель Ассоциации международных автомобильных автопредприятий, которые должны составить ядро в оказании автотранспортных услуг клиентам биржи.

Приблизительно такая же схема сотрудничества налажена с Белорусской железной дорогой. Одна из ее структур (первоначальный терминал, логистический центр или экспедитор), получив статус биржевого перевозчика, сможет предложить клиентам биржи одновременно транспортные, складские, таможенные и другие услуги на железной дороге.

Только общими усилиями мы можем отстаивать интересы белорусских грузоперевозчиков.

Здесь нужно понимать один основной момент: биржа не ставит задачу создать конкуренцию среди множества компаний. Важнее другое – чтобы организации, получившие статус биржевого партнера, качественно выполняли имеющийся объем работы и биржа могла поручиться перед участниками торгов за это качество. Как только возможностей зарегистрированных партнеров станет недостаточно, биржа будет привлекать новых участников, в том числе и иностранных.

Замечу, это серьезный стимул, чтобы логисты не стояли на месте и развивались, ведь мы представляем достаточно строгие требования, и далеко не все готовы ( а многие просто не хотят) брать на себя обязательства, которые предусматривает статус биржевого партнера. Одно из них, например, для перевозчиков, стоимость фрахта, которая должна быть неизменной на весь период действия заключенного на бирже контракта. Согласитесь, сто только сильная и уверенная компания может выполнить это условие.

- Откуда такая строгость? Скажем так, может, стоит допустить к перевозкам биржевых товаров более широкий круг транспортных предприятий?

- Строгость исходит из высокой степени ответственности за исполнение сделки, которую берет на себя Белорусская универсальная товарная биржа. Другими словами, биржа выступает гарантом того, что реализованный на торгах товар будет оплачен и отгружен в строгом соответствии с условиями биржевого договора, а затем доставлен опять же в строгом соответствии с условиями соглашения с перевозчиком. В этой части ответственность берет на себя еще и Ассоциация биржевых логистов и брокеров как владелец Портала.

Что же касается расширения круга участников, то, во-первых, многие предприятия уже вовлечены в биржевую логистику, работая с биржевыми перевозчиками на условиях экспедиции (об этой схеме я уже говорил на страницах газеты «Мир тяжелых моторов», а также других изданий). Во-вторых, для того, чтобы небольшие предприятия, у которых пока еще нет обширной базы заказчиков, смогли упрочить свое положение на рынке и, в конечном итоге, внести свою лепту в развитие белорусской логистики.

- По вашим оценкам, сколько новых участников может привлечь Портал?

- Что касается заказчиков логистических услуг – это, как я уже отмечал, все участники биржевых торгов, аккредитованные на бирже. Исполнителями логистики на первых порах будут уже зарегистрированные перевозчики, склады и эксперты, затем к ним присоединятся страховые, банковские и другие организации. Их количество будет зависеть от числа заявок от участников торгов, а количество заявок, в свою очередь, от привлекательности предложений логистов.

- А вы не учитываете возможную вероятность конкуренции со стороны иностранных компаний, которые уже зарегистрированы на площадке Log4Pro? Каким образом на Портале будет реализован механизм поддержки белорусских грузоперевозчиков? И не будут ли конкурировать между собой партнеры биржи по логистике с компаниями, которые таковыми не являются?

- Конечно же, будут. И это хорошо! Но регулятором в этом вопросе может стать степень доступа к информации, в данном случае – к заявкам на логистические услуги.

- Вопрос, возможно, не совсем корректный. Какие есть или могут быть трудности в полноценном запуске Портала?

- Он уже запущен в тестовом режиме, который продлится ориентировочно до конца года. Более того, уже даже заключены первые договоры на оказание транспортных услуг по перевозке пиломатериалов в Западную Европу.

За это время предстоит сделать доработку ПО, обучение трейдеров и транспортников, привлечь исполнителей логистических услуг и отработать юридические аспекты их взаимоотношений с Ассоциацией, биржей и Порталом. После проведения этих работ всем участникам торгов планируется представить на основании биржевой аккредитации свободный доступ в Портал без дополнительной регистрации для получения необходимых логистических услуг.

Основная трудность, пожалуй, в инертности мышления многих клиентов биржи. Мало пока заявок попадает на Портал. А ведь, казалось бы, чего прощу: размещай заявку, получи предложение, оцени его привлекательность и сделай выбор. Но, к сожалению, в жизни чаще всего используются проторенные дорожки, которые не всегда ведут к прогрессу. Поэтому основная трудность, как и на старте торгов Белорусской универсальной товарной биржи еще в 2004-2005 годах, в человеческом факторе. А в остальном проблем нет. В счастью, не перевелись люди инициативные, ищущие, живущие не одним днем и готовые вкладывать сегодня, чтобы получить отдачу завтра. Такие, к примеру, как Группа компаний «БИТ-Юнион» во главе с ее руководителем Вячеславом Довнаром, которая в партнерстве с биржей начинала создавать биржевую логистику, а сегодня уже три ее структуры в Беларуси и за рубежом вошли в Ассоциацию «БЛБ».

Кроме того, на многочисленных встречах, семинарах, конференциях, проведенных на тему биржевой логистики, в том числе с перевозчиками регионов Беларуси, высказывается практически единодушное мнение участников биржевой торговли и логистов: дело перспективное, выгодное, нужно заниматься. И у первых, и у вторых цель одна – создание прозрачного, понятного и предсказуемого рынка, а одном случае – товаров, в другом – логистики, которые неразрывно связаны между собой.

Инструменты логистики

- Судя по всему, перспективы у Портала есть. Охарактеризуйте, пожалуйста, его задачи и роль Ассоциации «БЛБ» в этом проекте.

- Наша основная задача состоит в создании автоматизированной системы, позволяющей напрямую, без посредников связать для диалога владельцев товара и логистов. Мы намерены создать именно такой инструмент, а перспективы его использования будут зависеть от всех заинтересованных участников и партнеров товарного рынка. Здесь прямая аналогия с биржей, ведь это инструмент торговли, и компании, ведущие прозрачный бизнес, активно им пользуются. К нему мы намерены прибавить инструмент логистики, который, как и биржа, выгоден для всех.

Покупатель получит возможность увидеть в процессе торгов суммарную (с логистикой) цену товара, в которой немаловажной составляющей является стоимость доставки, и будет уверен в том, что получит груз в согласованные сроки, в целости и сохранности. Продавец не в меньшей степени заинтересован в том, чтобы его продукция шире рекламировалась и вовремя покинула склад. Перевозчик, получив заказ на международную доставку товара, экспортирует свои услуги. Помимо этого, все участники сделки могут из одного источника (Портала) получить страховые, банковские и другие услуги. В итоге в страну поступает валюта, а государственный бюджет прирастает.

Другая задача Ассоциации «БЛБ» — оптимизировать нормативную базу, создать благоприятный климат для ведения бизнеса всем заинтересованным партнерам.

И третья задача – интеграция с биржевыми и логистическими структурами других стран, чтобы участники рынка могли получить оптимальный комплекс услуг для успешного ведения своего бизнеса.

Основа – международные автоперевозки

- И последний вопрос, Павел Иванович, чтобы подвести некую черту в нашем диалоге. Как вами было сказано ранее, Портал должен предоставить клиентам Белорусской универсальной товарной биржи (а впоследствии и другим торговым организациям) максимальный набор логистических услуг. Однако в основу работы Портала на начальном этапе берутся все-таки международные грузовые автомобильные перевозки…

- Так точно. Международные грузовые автомобильные перевозки сегодня наиболее востребованы участниками биржевых торгов и их объемы впечатляющие. Судите сами. За первое полугодие 2014 года через Белорусскую универсальную товарную биржу на экспорт было продано 473,3 тысячи кубометров пиломатериалов. Около 20% их перевозится железнодорожным транспортом. Около 10% — собственным транспортом покупателей. Остальные 330 тысяч кубометров пиломатериалов сейчас доставляются в Западную Европу и страны Балтийского региона привлеченным автомобильным транспортом. При средней транспортной партии в 26 кубических метров для вывоза такого объема товара ежедневно отгружалось в среднем 67 автопоездов.

Но есть еще и другие импортные товары, такие как сухое молоко, пеллеты, оборудование, рефрижераторные и наливные грузы. По нашему мнению, этот объем работы Ассоциация «БЛБ» обязана предложить, прежде всего, белорусским международным автомобильным перевозчикам. В этом позиции Ассоциаций «БАМАП» и «БЛБ» полностью совпадают. Поддерживают это мнение, насколько я знаю, и другие члены «БЛБ» — Белорусская универсальная товарная биржа, ГП «Белорусская лесная компания», биржевые перевозчики.

Тем не менее, организовать вывоз такого объема товаров только биржевыми перевозчиками в настоящее время не реально. Необходима автоматизированная система выбора перевозчика и профессиональный координатор для обеспечения транспортных процессов. Вот почему Ассоциация «БЛБ» возлагает большие надежды на опыт, транспортный потенциал и авторитет Ассоциации «БАМАП».

К началу будущего годы мы надеемся ввести в эксплуатацию Портал – инструмент для удобного и прозрачного выбора необходимых логистических услуг. Но в чьи руки его вложить, как обеспечить ожидаемую эффективность работы Портала? Этот вопрос нужно решить сегодня. И как можно быстрее.

По решению правления Ассоциации, Портал будет функционировать на базе уполномоченного Белорусской универсальной товарной биржей оператора логистических услуг ООО «Брокер биржевой логистики». Но в его арсенале только биржевые перевозчики, ответственность за работу которых несет перед заказчиком Белорусская универсальная товарная биржа. Поэтому мы предложили Ассоциации «БАМАП» (или ее структуре) стать неким оператором, представляющим интересы, прежде всего, ряда небольших предприятий-грузоперевозчиков, которые не могут по финансовым соображениям получить статус биржевого перевозчика, и участвовать в работе Портала, представляя их интересы в статусе биржевого перевозчика. Это – один из вариантов сотрудничества. Надеясь на опыт Ассоциации «БАМАП», мы готовы обсудить и другие формы партнерских связей с членами этой ассоциации.

Закончу, как и начал, мысль на оптимистической ноте. Развивая свои торговые площадки, совершенствуя технологии торгов, мы работаем и будем работать в интересах белорусских перевозчиков, экспедиторов, складских организаций, потребителей, производителей и страны в целом.

Автор статьи: Владимир Макович

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
logistics.ru